Узбекистан

UzbekistanРеспублика Узбекистан является одним из двух государств мира, не имеющих никакого выхода к морю, страна граничит с пятью странами, также не являющимися морскими государствами – Казахстаном на севере; Таджикистаном на юго – востоке; Кыргызстаном на северо – востоке; Афганистаном на юге и Туркменистаном – на юго – западе. По количеству проживающих (более 30 миллионов человек, большинство из которых (80 %) являются этническими узбеками), Узбекистан – самая населенная страна Центральной Азии.

Площадь Узбекистана – почти 450 000 кв. километров, большая часть территории покрыта обширной пустыней и горами. Это унитарная, конституционная, президентская республика, которая провозгласила независимость от Советского Союза 1 сентября 1991 года. Столица страны – город Ташкент с населением более 2 миллионов человек.

При расчетном показателе ВВП на душу населения в размере 2,138 долл. США, примерно 48 % ВВП поступает от сферы услуг, 33 % – от промышленности и 19 % – от сельского хозяйства (данные ООН за 2014 г.). В течение последнего десятилетия экономика Узбекистана демонстрировала быстрый рост, в результате чего значительная часть населения была выведена из состояния бедности. Рост экспорта и высокие цены на сырьевые товары привели к получению доходов, которые дали возможность финансировать значительный рост инвестиций и заработной платы в целях стимулирования потребления. Однако продолжающийся спад в России, замедление темпов роста экономики в Китае и снижение цен на природный газ, медь и хлопок вызывают небольшое снижение темпов роста ВВП страны. Уровень безработицы очень низок, так как первое рабочее место выпускников в Узбекистане обеспечивается государством.

В 2012 году на образование было направлено 8,3 % от ВВП страны. (ЕФО)

 

map

 

 

Краткая информация *

Население (2016 г.): 31,299,500uz-flag
ВВП (2015 г.):
 66,73 млрд долларов США
Рост ВВП (2014 г.):
 8,1 %
Продолжительность предстоящей жизни при рождении (2014 г.):
 68,1
Средний прирост населения : 1,5 %
Население в возрасте до 25 лет:
 34 %
Валюта: узбекский сум (UZS)
Официальный язык:
 Узбекский

 

Высшее образование (ВО)

В настоящее время в Узбекистане насчитывается 81 высших учебных заведений; 31 из них находятся в системе Министерства высшего и среднего специального образования (МВССО), а остальные представляют собой специализированные вузы, координируемыми другими отраслевыми министерствами. Типы ВУЗов включают университеты, академии и институты. В это число входят также 7 филиалов иностранных университетов.

Недавние реформы в секторе высшего образования в стране привели к переходу на двухуровневую структуру, состоящую из четырехгодичной программы бакалавриата и двухгодичной программы магистратуры. Старая двухступенчатая система аспирантуры (степени кандидата наук и доктора наук) также была заменена одноуровневой с присвоением степени доктора наук.

По данным ЮНЕСКО, в 2015 году валовый охват третичным образованием составлял 8,79 %.

Профессиональное образование и обучение (ПОО)

После 9 летнего общего образования (с 6 до 15 лет), студенты могут выбрать обучение в течение 3 лет либо в академическом лицее, либо по профориентации в профессионально – техническом колледже. Большинство учащихся, сделавших выбор указанной системы образования, обучаются в колледжах ПОО, которые составляют около 90 % от средних учебных заведений второй ступени. Число профессионально – технических колледжей быстро росло, от менее 50 в 1998 году до более чем 1500 в 2014 году.

Профессиональное образование в целом понимается как направленное на обеспечение способности мыслить и работать в широком спектре отраслей хозяйства. Оно не предназначено для сосредоточении на возможностях всего лишь выполнять функции, требуемые для конкретной работы или занятия.

Среднее образование в области ПОО координируется Центром среднего специального профессионального образования (Центр ССПО) при Министерстве высшего и среднего специального образования. В течение последних лет правительство и международные партнеры вложили значительные средства в инфраструктуру, особенно в секторе среднего специального образования, в целях повышения качества профессиональной подготовки.

Мероприятия ЦАПО

Подробности о предстоящих мероприятиях ЦАПО в Казахстане можно найти в нашем календаре мероприятий, там же на странице мероприятий  есть отчеты о событиях, имевших место в рамках проекта до настоящего времени.

Полезные ссылки

Министерство высшего и среднего специального образования: http://www.edu.uz/en

Национальный офис Эразмус +: http://erasmusplus.uz
Обзор системы высшего образования (2012 г.): http://eacea.ec.europa.eu/tempus/participating_countries/overview/uzbekistan.pdf

Обзор сектора ПОО (2015 г.): http://www.etf.europa.eu/webatt.nsf/0/E784EF78775A591BC1257F3A0057BCC8/$file/TRP%202014%20Uzbekistan_EN.pdf

Страновой профиль ООН: http://data.un.org/CountryProfile.aspx?crname=Uzbekistan

 

 

* Данные ООН и Всемирного Банка за 2017 год

Uzbekistan

UzbekistanThe Republic of Uzbekistan is one of only two doubly landlocked countries in the world, bordered by five landlocked countries: Kazakhstan to the north; Tajikistan to the southeast; Kyrgyzstan to the northeast; Afghanistan to the south; and Turkmenistan to the southwest. It is Central Asia’s most populated country with more than 30 million people, most of whom (80%) are ethnic Uzbeks.

Uzbekistan has an area of almost 450,000square kilometres, mostly covered by a vast desert and mountains.It is a unitary, constitutional, presidential republic and proclaimed independence from the collapsing Soviet Union on 1 September, 1991.The capital city is Tashkent, which has a population of over 2 million.

With an estimated GDP per capita of $2,138, approximately 48% of GDP comes from services, 33% from industry and 19% from agriculture (UN, 2014). Uzbekistan’s economy has grown rapidlyover the past decade and lifted significantparts of the population out of poverty.Increased exports and high commodity priceshave generated revenues that havefinanced large increases in investment and salaries to bolster consumption. However, continued recession in Russia, slowing growth in China and declining prices in natural gas, copper, and cottonare contributing to a slight reduction inthe country’s GDP growth. Unemployment is very low as Uzbekistan provides graduates with their first job.

In 2012Turkmenistan spent 8.3% of GDP on education (ETF).

map

 

Quick facts*

Population (2016): 31.299.500 flag

 

 

GDP (2015): $66.73billion
GDP growth (2014): 8.1%
Life expectancy at birth (2014): 68.1         
Annual population growth: 1.5%
Population under 25: 34%
Currency: Uzbekistan Som (UZS)
Official language: Uzbek

* UN and World Bank data, retrieved 2017

 

Higher education (HE)

There are currently 81 higher education institution in Uzbekistan; 31 of these are under the Ministry of Higher and Secondary Specialised Education (MHSSE)and the others are specialised HEIs coordinated by other sectoral ministries. Institution types includeuniversities (universitet), academies (akademiya) and institutes (institut). This number also includes 7 foreign university branches.

Recent reforms in the higher education sector ofthe country have resulted in a switch to a two-level structure consisting of a 4-year Bachelor(Bakalavr) programme and a 2-year Master (Magistr) programme. The old two-stage postgraduate system (Candidate of Sciences and Doctor of Sciences) has also been replaced by a single level Doctor of Sciences.

In 2015, there was an 8.79% gross enrolment ratio in tertiary education (UNESCO).

 

Vocational Education and Training (VET)

Following 9 years of general education (6-15 years of age), students can choose to study for 3 years either at an academic lyceum or follow a vocational path at a vocational/professional college. The majority of students going on to this stage of education study at the latter, with VET colleges accounting for around 90% of upper secondary institutions. The number of vocational colleges has grown rapidly, from under 50 in 1998 to over 1,500 in 2014.

Vocational education is broadly conceived and aims at providing the capacity to think and perform in a wide range of industries. It is not designed to focus on simply the ability to carry out the functions required in a specific job or occupation.

Secondary VET education is coordinated by the Centre for Secondary Specialised Vocational Education (SSVE Centre) under the Ministry of Higher and Secondary Specialised Education. Both the government and international partners have made significant investments in infrastructure in recent years, particularly in the secondary specialised education sector, to enhance the quality of vocational training.

 

CAEP events

See our events calendar for details of upcoming CAEP events in Uzbekistan and our events page for reports on events held during the project so far.

 

Useful links

Ministry of Higher and Secondary Specialised Education: http://www.edu.uz/en

National Erasmus+ office: http://erasmusplus.uz

Overview of HE system (2012):http://eacea.ec.europa.eu/tempus/participating_countries/overview/uzbekistan.pdf

Overview of VET sector (2015): http://www.etf.europa.eu/webatt.nsf/0/E784EF78775A591BC1257F3A0057BCC8/$file/TRP%202014%20Uzbekistan_EN.pdf

UN Country profile: http://data.un.org/CountryProfile.aspx?crname=Uzbekistan