Таджикистан

TajikistanРеспублика Таджикистан – горная, не имеющая выхода к морю страна в Центральной Азии с площадью около 144 000 квадратных километров. Он граничит с Афганистаном на юге, с Узбекистаном на западе, с Кыргызстаном на севере и с Китаем на востоке. В столице страны – Душанбе проживает около 7,9 млн. человек. Большинство населения относится к таджикской этнической группе, которая говорит на таджикском языке (диалекте персидского), и многие таджики также говорят на русском языке как втором.

9 сентября 1991 года Таджикистан обрел независимость от Советского Союза и почти сразу же был ввергнут в гражданскую войну, которая продолжалась с 1992 по 1997 год. После окончания войны вновь появившаяся политическая стабильность и иностранная помощь позволили экономике страны расти. Бессменным президентом страны с ноября 1994 года является Эмомали Рахмон, лидер Народно – Демократической партии Таджикистана.

По оценкам, ВВП на душу населения в Таджикистане составляет 1 114 долл. США. Примерно 47 % ВВП приходится на сферу услуг, 27 % – на сельское хозяйство и 25 % – на промышленность (данные ООН 2014 года). По данным ЮНЕСКО, в 2015 году на образование Таджикистан потратил 16,28 % всех государственных расходов, что составило 5,23 % от ВВП.

 

Tajikistan-ma40 width=

 

Краткая информация *

Население (2016 г.):  8,670,000Tajikistan-flag
ВВП (2015 г.):
 7,853 млрд долларов США
Рост ВВП (2014 г.):
 6 %
Продолжительность предстоящей жизни при рождении (2014 г.): 
69,2
Средний прирост населения : 2,2 %
Население в возрасте до 25 лет:
55 %
Валюта: сомони (TJS)
Официальные языки:
 таджикский

* Данные ООН и Всемирного Банка за 2017 год

 

Высшее образование (ВО)

Высшее образование в Таджикистане предоставляется в общей сложности 40 учреждениями, включая университеты (донишгох), академии и институты (донишкада). Несмотря на то, что Таджикистан не относится к странам, подписавшим Болонскую декларацию, большинство учебных заведений в настоящее время ввели 4-летнее обучение с получением степени бакалавра и 2-летние магистерские курсы обучения в соответствии с системой ЕС; дипломы специалиста с 5 или 6-летниv курсом обучения по-прежнему предлагаются в таких профессиональных областях, как медицина, ветеринария, фармацевтика и инженерное дело. По данным ЮНЕСКО, в 2015 году валовый охват третичным образованием составлял 26,37 %.

Профессиональное образование и обучение (ПОО)
С 2014 года ПОО находится в ведении Департамента Министерства труда, миграции и занятости (МТМЗ). В настоящее время в секторе насчитывается 61 учреждение начального профессионального образования и 73 центра профессиональной подготовки для взрослых (5 центров, 38 отделений и 30 представительств), которые готовят квалифицированных работников по 96 различным специальностям (МТМЗ, 2017 год).

Мероприятия ЦАПО

Подробности о предстоящих мероприятиях ЦАПО в Таджикистане можно найти в нашем календаре мероприятий, там же на странице мероприятий  есть отчеты о событиях, имевших место в рамках проекта до настоящего времени.

Полезные ссылки

Национальный офис Эразмус +: http://erasmusplus.tj/

Обзор системы высшего образования (2012 г.): http://eacea.ec.europa.eu/tempus/participating_countries/overview/Tajikistan.pdf

Обзор сектора ПОО (2015 г.): http://www.etf.europa.eu/webatt.nsf/0/8741316405997683C1257E420041D265/$file/TRP%202014%20Tajikistan_EN.pdf

Страновой профиль ООН: http://data.un.org/CountryProfile.aspx?crName=TAJIKISTAN

Tajikistan

TajikistanThe Republic of Tajikistan is a mountainous, landlocked country in Central Asia with an area of approximately 144,000 square kilometres. It is bordered by Afghanistan to the south, Uzbekistan to the west, Kyrgyzstan to the north, and China to the east. The capital Dushanbe has a population of around 7.9 million people. The majority of the population belong to the Tajik ethnic group, who speak Tajik (a dialect of Persian) and many Tajiks also speak Russian as their second language.

Tajikistan became independent from the Soviet Union on 9 September 1991 and was almost immediately plunged into civil war, which lasted from 1992-1997. Since the end of the war, newly established political stability and foreign aid have allowed the country’s economy to grow. EmomaliiRahmon, leader of the People’s Democratic Party of Tajikistan, has held the office of President continually since November 1994.

Tajikistan has an estimated GDP per capita of $1,114. Approximately 47% of GDP comes from services, 27% from agriculture and 25% from industry (UN, 2014). In 2015 Tajikistan spent 16.28% of total government expenditure on education, which was 5.23% of GDP (UNESCO).

Tajikistan-map

 

Quick facts*

Population (2016): 8.670.000

Tajikistan-flag

 

 

GDP (2015): $7.853 billion
GDP growth (2015): 6%
Life expectancy at birth (2015): 69.2         
Annual population growth: 2.2%
Population under 25: 55%
Currency: Somoni (TJS)
Official language: Tajik

* UN and World Bank data, retrieved 2017

 

Higher education (HE)

Higher education in Tajikistan is provided by a total of 40 institutions, including universities (donishgoh), academies (akademiya) and institutes (donishkada). Although Tajikistan is not a Bologna signatory country, most HE institutions have now introduced 4-year Bachelor degrees and 2-year Master’s degree in line with the EU system; some 5 or 6-year Specialist Diplomas are still offered in professional fields such as medicine, veterinary medicine, pharmacy and engineering. In 2015, there was a 26.37% gross enrolment ratio in tertiary education (UNESCO).

 

Vocational Education and Training (VET)

Since 2014 VET has been the responsibility of the Department of the Ministry of Labour Migration and Employment (MoLME). The sector currently includes 61 institutions of initial vocational education and 73 vocational training centres for adults (5 centres, 38 branches and 30 representative offices), preparing skilled workers in 96 different specialties (MoLME, 2017).

 

CAEP events

See our events calendar for details of upcoming CAEP events in Tajikistan and our events page for reports on events held during the project so far.

 

Useful links

National Erasmus+ office: http://erasmusplus.tj/

Overview of HE system (2012):http://eacea.ec.europa.eu/tempus/participating_countries/overview/Tajikistan.pdf

Overview of VET sector (2015): http://www.etf.europa.eu/webatt.nsf/0/8741316405997683C1257E420041D265/$file/TRP%202014%20Tajikistan_EN.pdf

UN Country profile: http://data.un.org/CountryProfile.aspx?crName=TAJIKISTAN